Design a site like this with WordPress.com
Get started

Литературные чтения: Проект

Проект Литературные чтения

23-27 марта

Актуальность проекта:
Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания , оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи .
Цель проекта: развивать интерес у обучающихся к художественной литературе.

Участники проекта: учащиеся Колледжа и учащиеся 9-12 кл.

——————————————————————————————————

А.П. Чехов

Чтение, анализ произведения А.П. Чехова «Человек в футляре».

Аудиокнига

Краткое содержание рассказа

Учитель гимназии, боящийся всего на свете и живущий согласно распоряжениям начальства, решает жениться. Долгое сватовство извлекает учителя из его «футляра», и он умирает, испугавшись реальной жизни.

Задания к тексту:

  • Ознакомиться с рассказом А.П. Чехова «Человек в футляре».
  • Прочитать текст рассказа. Провести работу со сложными, незнакомыми словами.

«глитай абож паук» (укр.) — кулак или паук, кулак — мироед, тот, кто живет чужим трудом

  • Разобрать образ главного персонажа. Обсудить значение говорящих фамилий.

Ветеринарный врач, носит длинные усы. Он высокий, худой старик. У него странная двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих ему не подходит. По этой же причине, Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком, он приехал на охоту, подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин — Буркин работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Он хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив.

Беликов Он преподаватель греческого языка. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднитым воротником. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре – его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится, чтобы “чего не произошло”. Когда он умер, все испытали огромное облегчение.

Михаил Коваленко Учитель, коллега Беликова и Буркина. Он высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом, который недолюбливал Беликова. Коваленко высказал ему всю правду. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называя его “фискалом”.

Варьенка Коваленко Сестра Михаила, которую влюбился Беликов, ей 30 лет. Варвара Саввишна красивая, умная женщина, которая часто смеется. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Портрет Вареньки стоял на столе у главного героя. Сестра и брат часто спорят и ссорятся, из-за того, что проживают вместе. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.

Второстепенные персонажи

Повар Афанасий — Человек лет шестидесяти, постоянно выпивший, немного не в своём уме. Раньше работал денщиком, не так уж и хорошо готовит. Но взять в дом на эту роль женщину, Беликов боится, что о нём могут дурно подумать.

Мавра — Жена старосты села, в котором заночевали охотники. Женщина, имеющая привычку днём находиться дома, а по ночам ходить по деревне. Эта странность, на фоне полного здоровья удивляет людей. Всю жизнь она прожила в деревне, никогда не видела города, железной дороги.

  • Проанализировать историю письменно.

Человек всю жизнь прятался от жизни, и лишь умерев, нашел свое достойное место, «футляр», в котором его уже ничто не сможет потревожить.
Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственную скорлупу. Как факт, отсюда выходит тема любви, одиночества, и апатии к жизни.

  • ————————————————————————————————

М.Ю. Лермонтов

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Краткое содержание — Мцыри /фильм/

«Мцыри» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, классический образец романтической поэзии о плененном горце, который всю жизнь желал освободиться от оков.
Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

«Мцыри»

Задания к тексту:

  • Самостоятельно прочитайте поэму.
  • Найдите историю создания произведения. Какова реальная основа?

Авторская задумка на написание истории о молодом монахе возникла у Лермонтова еще в юности. Уже тогда в голове поэта зародился сюжет, где рассказывается о 17-летнем служащем монастыря, который вырос среди монахов и с детства был окружен священными книгами. Но главной задачей автора было создание той идеи, ради которой будет страдать и за которую будет бороться главный герой. Чтобы найти такой идеал, ради которого герой пошел бы даже на смерть и воплотить авторскую задумку в жизнь, Лермонтову понадобилось около десяти лет.

На протяжении всего этого времени поэтом были созданы несколько промежуточных произведений, которые затем были переработаны им в одно из главных произведений Лермонтова «Мцыри». Этими произведениями стали поэма «Исповедь», написанная в 1830 году, и созданная автором через несколько лет поэма «Боярин Орша». В первой из них рассказывается об одном герое-монахе, которого осудили на казнь за любовь. Главный герой второй поэмы также является служащим монастыря.

Следующий важный момент в создании поэмы – это Кавказ с его величественной природой и народными сказаниями. Свидетелем всего этого Лермонтов становится еще в детстве, когда бабушка возила его на Кавказ, чтобы поправить хрупкое здоровье мальчика. Здесь будущий поэт и получает свое первое яркое впечатление, которое через много лет вдохновит Лермонтова на создание «Мцыри». Именно здесь мальчик знакомится с кавказками преданиями, в том числе с легендой о мальчике, который сражался с тигром и победил его в жестокой схватке. Похожая история вошла в сюжет «Мцыри» – юноша сражался с барсом и также смог его одолеть.

Повзрослев и снова посетив Кавказ, Лермонтов с еще большей силой подпадает под великое очарование этих прекрасных мест. Воспоминания из детства заполняют его сознание. Особенное впечатление на него производит старая Военно-грузинская дорога. Увидев ее, Лермонтов вновь окунулся в свое детство, в те легенды, что когда-то слышал от местных жителей. И в этот момент, наслаждаясь чудесными видами Кавказа, поэт еще не знает, что именно здесь его ожидает встреча с героем его будущего произведения.

История о юноше, который находился против своей воли в монастыре, имеет реальную подоплеку. Однажды путешествуя по Кавказу Лермонтов повстречался с одним пожилым монахом. Тот поведал ему свою историю. Его, еще совсем ребенком, оставил в монастыре русский генерал Ермолов. Когда мальчик сильно заболел в пути, стало ясно, что ехать дальше не имеет смысла. Став постарше, монах не один раз пытался покинуть стены монастыря, мечтая вновь увидеть родной дом и близких людей. Один из побегов едва не закончился гибелью монастырского служки. Проболев долгое время, монах все же принял свою судьбу и остался в монастыре.

Таким образом, услышав этот рассказ, Лермонтов окончательно определился с главной идеей произведения и, соединив историю пожилого монаха и свои прежние наброски, поэт создает «Мцыри». Однако в отличие от оригинального рассказа, герой произведения не может смириться со своим заточением и в конце все же умирает, достигнув тем самым свободы физической и духовной.

  • Что такое прототип? Есть ли у героя прототип?

ПРОТОТИП — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Да, у героя есть прототип.

  • Почему автор выбрал именно это название?

Поэма «Мцыри» изначально должна была иметь название «Бери» (на грузинском языке «бэри» означает «монах») . Но, поскольку, герой, созданный Лермонтовым, не собирался становится монахом и, вообще, мысль о дальнейшей жизни в монастыре ему была просто чужда, то появилось название «Мцыри» (так называют в Грузии послушников).

  • Что такое эпиграф? Какое значение имеет эпиграф в этом произведении? Объясните.

Эпиграф (от др.-греч «надпись») — цитата, помещаемая во главе произведения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Это изречение подчеркивало любовь Мцыри к его родине, объясняло стремление во что бы то ни стало вернуться домой.

  • Что такое свобода? В чем заключается она для героя и лично для вас? Объясните свою точку зрения.

Свабода, это когда у тебя есть права сделать то, чего хочешь сам, это независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. класса, всего общества или его членов. Вообще, свабода для каждого разнообразна и говорить о ней можно бесконечно.

Начнем с того, что смысл этой поэмы заключается в том, насколько сильно человек любит свободу и стремится к ней. У героя достаточно сильные сила воли, духа и нравственные качества. Он считал, что свобода – это все что ему нужно в жизни, жить в своей родной стране, а не в суровых оковах монастыря. Монастырь характерезует жизнь героя, в самом начале произведения говорится:
“..И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот..”
Так же и герой, не успев вырваться, пал в рассвете сил, но те дни, которые он провел на свободе, там, куда он рвался, он считал лучшими в своей жизни.

  • Найдите картины/фотографии и пр., которые могли бы быть иллюстрациями для поэмы.

  • Выучите понравившийся отрывок из произведения.

__________________________________________________________________

А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»

«Маленькие трагедии» — цикл коротких пьес для чтения А. С. Пушкина, написанный им в 1830 году в Болдине. Он состоит из четырёх произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».

Анна Ахматова писала, что «быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина».

Чтение, анализ произведений

А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»

«Моцарт и Сальери»

«Каменный гость»

«Пир во время чумы»

Ответьте на вопросы.

1.
Какое из произведений Пушкина не входит в цикл коротких пьес «Маленькие трагедии»?
«Скупой рыцарь»
«Моцарт и Сальери»
«Каменный гость»
«Медный всадник»
«Пир во время чумы»

2.

. В чем состояла обида Сальери, которая сопровождала его зависть к Моцарту?

Моцарт был виновником его травмы, полученной Сальери в раннем детстве
Что дар таланта дан тому не за кропотливый труд или любовь к искусству
Моцарт был богат и скуп

3.

Откуда Сальери взял яд, которым он отравил Моцарта?
Он купил его у старого слепого музыканта
Он украл его в аптечной лавке
Он был подарен ему его возлюбленной Изорой

4.

Как зовут девушку, певшую жалобную песню в трагедии «Пир во время чумы»?
Мери
Дженни
Луиза

5.

Что привиделось Луизе из «Пира во время чумы», когда она потеряла сознание?
Чёрный пёс с красными глазами и зловонным дыханием
Белокурый всадник, который мчался во весь опор в сторону заката
Чёрный и белоглазый демон, который звал её к себе

6.

В каком городе происходит действие трагедии «Каменный гость»?
Валенсия
Мадрид
Севилья

7.

Как зовут вдову командора де Сольва, убитого Доном Гуаном?
Анна
Лаура
Инеза

8.

Что советует Соломон рыцарю Альберу, который никак не может получить деньги своего отца?
Отравить отца
Научиться жить по средствам и за свой счет
Продать свой шлем

9.

Что происходит между Альбером и его отцом в конце повествования трагедии «Скупой рыцарь»?
Альбер убивает отца
Отец вызывает Альбера на дуэль, и тот принимает вызов
Альбер обвиняет отца в убийстве своей матери

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

Start a Blog at WordPress.com.

Up ↑

%d bloggers like this: