УПРАЖНЕНИЯ

  • Рассказ для дополнительного чтения:

А. П. Чехов «Хамелеон»  

  1. Выпишите незнакомые слова, подберите к ним синонимы/объясните их. Есть в ли тексте слова, формы слов, которые мы больше не используем? Выпишите их, найдите их объяснения. Как называют такие слова?
  2. Почему рассказ называется «Хамелеон»?
  3. Подготовьте пересказ истории.

надзиратель – Лицо, к-рое занимается надзором за кем-чем-н.

шинельФорменное пальто со складкой на спине и хлястиком. “Солдатская ш.”

узел1.Место, где связаны концы чего-н. (верёвок, ниток), или петля, стянутая                     на верёвке, нитке. “Завязать у. или узлом”

            2.Место скрещения, связи чего-н. (линий, магистралей, волокон и т. п.).
              “У. дорог”
 
            3.Часть механизма или техническое устройство, представляющие собой                       сложное соединение деталей, отдельных частей спец.“Сборка узлов”
 
            4.Вещи, увязанные в кусок ткани. “У. с вещами”
 

крыжовник – Колючий садовый кустарник с кисло-сладкими крупными ягодами, а также его ягоды.

кабак – В старину: питейное заведение.

физиономияТо же, что лицо“Неприятная ф.”

шельма – Мошенник

протокол1.Документ с записью всего происходившего на заседании, собрании,                                 допросе. “П. заседания”

                      2.Документ, к-рым удостоверяется какой-н. факт. “П. медицинского                               вскрытия”

                      3. Акт о нарушении общественного порядка офиц.“Составить п. на                                 скандалиста”

                      4. Один из видов международных соглашений спец..

   

истребитьУничтожить, погубить.

Вздорный1.Представляющий собой вздор, нелепый.

                        2.Сварливый, ворчливый разг.. “Вздорная старуха”

жандармПолицейский чин жандармерии.

легавыйОтносящийся к особой породе охотничьих собак.

 

1.Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. 

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодой. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги дрожали у него от старости: несет ложку ко рту – и суп расплескивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали  руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянной миски. У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочки. Что ты делаешь, дитятко? — спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем. Коробочку, — отвечает дитя, — вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить. Переглянулись отец с матерю и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянной миски кормить.

sklonenie-imen-suschestvitelnyh

1.Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. 

1. Гаврилу охватила волна воспоминаний (р.п.) о своей деревеньке (п.п.) , сбегавшей по крутой горе вниз к речке (д.п.), скрытой вроще (п.п.)  (М. Г.). 2. Так он жил с ощущением (т.п.), что можно позвонить и прийти к  Любови Петровне (д.п.)(Сол.). 3. Сижу я в полузабытьи (п.п.) : ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в изножии (п.п.)  деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в очаровании  непостижимости (п.п.) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном пении (п.п.) ветров не слышит сердце правильных созвучий (р.п.)(Забол.). 7. А сколько дел, событий, судеб, людских печалей и побед (р.п.)  вместилось в эти десять суток (р.п.) , что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы яблонь, груш, вишен (р.п.) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В отдалении (п.п.)  еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых столетий (р.п.)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).

 

Выполняем упражнения:

 

full_islcollective_worksheets__1_________________98818047558356d4dd7f848_07441017_1

  • Вещи висят на вешалке.
  • Карта висит на стене.
  • Ручка лежит на учебнике.
  • Тетради лежат на полке.
  • Молоко стоит в холодильнике.
  • Чашки стоят на столе.
  • Телевизор стоит на столике.
  • Диваны стоят в комнате.

full_islcollective_worksheets__1__2_____________13313842815621e7fe638cf8_36383631_1

  1. Я делаю
  2. Ты делаешь
  3. Он/Она делает
  4. Мы делаем
  5. Вы делайте
  6. Они делают

 

  1. Он, я, ты сделал
  2. Она, я, ты сделала
  3. Они, мы, вы сделал

 

  1. Сынок, сделай уборку в своей комнате!
  2. Катя, ты уже сделала домашнее задание? -Еще нет.
  3. Вчера мы ходили по магазинам, делали покупки.
  4. Каждое утро я делаю зарядку, а потом принимаю холодный душ.
  5. Вчера они столько всего сделали: уборку, маникюр и новою прическу.
  6. Ах, он сделал мне предложение! -Поздравляю! Когда свадьба?

full_26657___1

  1. мой
  2. мои
  3. мои
  4. моя
  5. мой
  6. мой
  7. моя
  8. мои
  9. мои
  10. моя
  11. мой
  12. мое
  13. моя
  14. моя
  15. мой
  16. моя
  17. мои
  18. моя
  19. мой
  20. мой
  21. моя
  22. мой
  23. мой
  24. мое
  25. мое
  26. мой
  27. мое
  28. мой
  29. мои
  30. мой

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

Start a Blog at WordPress.com.

Up ↑

Create your website with WordPress.com
Get started
%d bloggers like this: